Важное

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Законом предусмотрено возмещение, а не освобождение от оплаты взноса на капитальный ремонт

10 октября 2019 — Ход капитального ремонта

Уважаемые собственники!

Напоминаем, что для отдельных категорий граждан предусмотрены действующим законодательством меры социальной поддержки, направленные на снижение расходов собственников на оплату жилищно-коммунальных услуг, в  том числе — взноса на капитальный ремонт. При этом предусмотрена компенсация — возмещение расходов по оплате услуг ЖКХ и взноса на капремонт, а не освобождение от обязанности по оплате.

В Фонд нередко обращаются жители, получившие от неких лиц — иногда из средств массовой информации, общественных деятелей, и даже от юристов — информацию, что собственники, входящие в определённые категории полностью или частично освобождены от обязанности по оплате взноса на капитальный ремонт. При этом, давая информацию жителям, эти источники ссылаются на определённые статьи действующих законов, но трактуют их неверно несмотря на однозначность написанного, вводя этим в заблуждение граждан.

Любую информацию, кроме той, что получена официальными лицами, уполномоченными трактовать действующие законы, можно и нужно проверять. Только в этом случае посторонний человек, намеренно или в связи с непрофессионализмом искажающий информацию, не станет причиной ваших проблем и дополнительных трат. Ведь ни СМИ, ни общественники, ни какие-либо так называемые эксперты, не возместят вам расходы, потерянное время и силы, потраченные впустую.

А теперь подробнее о компенсациях и льготах, которые предусмотрены собственникам, достигшим возраста 70 и 80 лет. Вся нижеприведённая информация содержит реквизиты нормативных правовых актов, которые находятся в открытом доступе.

Федеральное законодательство

Собственники помещений в многоквартирных домах, в соответствии с ч.ч.1, 2 ст.169 ЖК РФ, обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в целях формирования фонда капитального ремонта. Эта обязанность распространяется на всех собственников общего имущества в каждом многоквартирном доме, включенном в Региональную программу, независимо от их возраста и состава семьи и является прямым следствием права собственности на помещение в МКД. Ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни региональное законодательство не предусматривает частичного или полного освобождения от обязанности по оплате взноса на капитальный ремонт.

Однако, в соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Уточнение такой категории, как собственники, достигшие определённого возраста, содержится в ч. 2.1 ст. 169 ЖК РФ: Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, — в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, — в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, — в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, — в размере ста процентов. Таким образом, федеральное законодательство однозначно предусматривает не освобождение от обязанности по оплате взноса на капитальный ремонт, а именно компенсацию – возмещение понесённых расходов по уплате взноса.

Региональное законодательство и порядок получения компенсаций

Региональное законодательство также предусматривает именно компенсацию расходов по уплате взноса на капитальный ремонт. Компенсация предусмотрена Законом Пензенской обл. от 20.12.2004 N 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» (принят ЗС Пензенской обл. 17.12.2004, далее — Закон). Утверждён постановлением Правительства Пензенской обл. от 16.03.2016 N 146-пП (ред. от 19.07.2019) Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающим на территории Пензенской области (далее – Порядок).

Пунктом 2 Порядка установлено, что предоставление компенсации, предусмотренной Законом, осуществляется на основании заявления гражданина, подаваемого в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, выполняющий отдельные государственные полномочия Пензенской области (далее — уполномоченный орган), указанные в пункте 5 части 1 статьи 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006 N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» (с последующими изменениями) по месту жительства или месту пребывания гражданина. Таким уполномоченным органом являются органы социальной защиты населения, документы также можно подать через многофункциональные центры (МФЦ). У Фонда полномочий по назначению, расчёту, начислению компенсаций в соответствии с действующим законодательством нет. Таким образом, куда следует обращаться гражданам для начисления компенсаций, в Порядке указано однозначно без возможности двоякой трактовки.

В пункте 5 Порядка дан перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о назначении компенсации:

  1. копия документа, удостоверяющего личность (в случае представления документов законным представителем — также копии документа, удостоверяющего личность законного представителя, и документа, подтверждающего его полномочия);
  2. копии трудовой книжки или документов, подтверждающих трудовую деятельность гражданина;
  3. копия трудовых книжек или документов, подтверждающих трудовую деятельность членов семьи гражданина (для граждан, проживающих в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп);
  4. копия правоустанавливающего документа на жилое помещение в случае, если право на жилое помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости и в случае, если сведениями о месте жительства или месте пребывания гражданина не располагают органы регистрационного учета, участвующие в межведомственном информационном взаимодействии.
  5. копия соглашения по погашению задолженности и (или) сведения о выполнении условий соглашения — в случае наличия задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
  6. копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, — для неработающих инвалидов I и (или) II групп, проживающих в составе семьи граждан, указанных в пунктах 3, 4 части 1 статьи 4-2 Закона.

При этом теми же нормативными правовыми актами установлено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 3 ст. 160 ЖК РФ и п. 3 Порядка).

Таким образом, в действующем законодательстве нет даже возможности двоякого прочтения положений о мерах поддержки, которое бы позволило считать сообщения о частичном или полном освобождении от обязанности уплачивать взнос на капремонт — трактовкой законов. Действующим законодательством предусмотрено, что платить обязаны все собственники, но отдельные категории имеют право получить компенсацию.

Чем может обернуться безоговорочное доверие чужим словам

Получив информацию о том, что можно платить меньше или не платить вовсе, и не проверив её, собственник пытается добиться скидки по оплате или освобождения от обязанности оплачивать взнос, обращаются с соответствующими требованиями в Фонд. Законных оснований выполнить такое требование у регионального оператора нет. И если даже получив устный или письменный отказ со ссылками на нормы права, собственник считает правильным не платить взнос на капремонт или платить меньше, последствия такого решения негативны для самого собственника.

Если собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, включенном в Региональную программу, не платит взнос на капремонт:

  • ему начисляются пени за каждый день просрочки (дополнительные расходы);
  • органы социальной защиты приостанавливают выплату компенсаций (расходы не снижаются);
  • при накоплении большой суммы долга взыскание начинается через суд (судебные издержки ложатся на собственника);
  • если и после суда долг не погашается, его взыскивают через судебных приставов и могут вычитать из пенсии, снимать со счетов в банке и так далее (плюс дополнительные расходы по оплате работы приставов).

Чтобы избежать таких последствий, необходимо критически относиться к получаемой не из официальных источников, проверять её самостоятельно или обращаться за разъяснениями в уполномоченные органы. Взносы на капитальный ремонт необходимо оплачивать полностью и своевременно, а за компенсациями необходимо обращаться в отделы социальной защиты или многофункциональные центры. Получить подробную консультацию по вопросу начисления компенсаций можно по телефону горячей линии 8-800-201-60-86.