ОТСУТСТВИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ БЮДЖЕТА НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ОТ УПЛАТЫ ВЗНОСОВ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
06 января 2017 — Ход капитального ремонтаАрбитражный суд Пензенской области рассмотрел исковое заявление Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (далее – Региональный оператор) к муниципальному бюджетному учреждению «Централизованная библиотечная система города Пензы» (далее – МБУ «ЦБС г. Пензы», Ответчик) о взыскании задолженности по оплате взносов в фонд капитального ремонта за период с ноября 2014 года по настоящее время.
Ответчик полагал, что до 01.01.2016 года – даты заключения договора о формировании фонда капитального ремонта с Региональным оператором – у него отсутствовала обязанность производить оплату взносов на капитальный ремонт без выделенных бюджетных средств (субсидий) и заключенного договора.
Ответчик дополнительно подчеркнул, что не является собственником помещений в многоквартирном доме, а лишь пользуется ими по договору оперативного управления.
Сам по себе факт отсутствия у должника денежных средств не признается судами в качестве уважительной причины для неуплаты долга. Рассматриваемый случай не стал исключением. Заявленная Региональным оператором сумма удовлетворена судом в полном объеме.
Довод Ответчика о том, что бремя содержания имущества, в том числе обязанность по внесению взносов на капремонт, должен нести собственник, также не нашел подтверждения в выводах суда.
В силу положений Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) право оперативного управления и право хозяйственного ведения относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
При этом статья 296 ГК РФ гласит, что право оперативного управления как вещное право не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по его содержанию.
И, наконец, была развенчана иллюзия муниципальных учреждений – собственников помещений о том, что дата подписания договора является точкой отсчета начисления взносов на капитальный ремонт, а отсутствие договора за прошедший период освобождает собственника от уплаты взносов.
Зависимость между заключением договора и обязанностью уплачивать взносы на капитальный ремонт отсутствует. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает в силу прямого указания закона (ст.ст. 153, 154, 169, 171, 181 ЖК РФ), при этом последний не содержит императивных норм о необходимости заключения договора.
Подписание договоров с собственниками помещений — муниципальными организациями – ни что иное, как лояльность Регионального оператора, продиктованная необходимостью документарного оформления по правилам казначейского исполнения бюджета.
В заключение подчеркнем, что одной из базовых потребностей человека является потребность в жилище. Обеспечить сохранность объектов жилищного фонда, создать безопасные и благоприятные условия для проживания в них граждан – это задача социальной политики государства и показатель стабильности развития.
Понимание того, что жилищный фонд подвержен естественному износу, и проявление сознательности в уплате взносов на капитальный ремонт поможет нам всем вместе сохранить целевое назначение объектов жилищного фонда и гарантировать реализацию конституционного права каждого на жилище, а значит на достойный жизненный уровень.